Катастрофа челнока Челленджер

Одной из самых громких и обсуждаемых катастроф связанных с космосом является катастрофа космического корабля «Челленджер». Это происшествие является самой крупной космической катастрофой, которая полностью изменила отношения к безопасности членов экипажа и установила новые стандарты  качества космических шаттлов.


«Челленджер» – это американский многоразовый транспортный космический корабль. Изначально «Челленджер» был спроектирован в качестве испытательного корабля для программы «Космический челнок», однако, позже он был переоборудован в полностью космический орбитальный аппарат. Шаттл состоял из трёх компонентов: орбитального аппарата, то тесть, непосредственно, сам корабль; внешний топливный бак; и два твердотопливных ракетных ускорителя. После полёта, корабль сам возвращался на Землю и совершал посадку как самолёт. 

Катастрофа произошла 28 января 1986 года. Это был десятый полёт «Челленджера» в космос и, к сожалению, последним. Экипаж космического корабля состоял из семи человек. Командир корабля – Френсис Скоби, пилот Майкл Смит, научны специалисты – Джудит Резник, Рональд Макнейр и Эллисон Онидзука, и специалисты по полезной нагрузки – Грегори Джарвмс и Шарон Кристи Маколифф.   Для Шарон Маколифф это был первый полёт в космос. Женщина работала учителем и была приписана к членам экипажа в ходе проекта НАСА «Учитель в космосе». Шарон должна была провести в космосе два онлайн урока.

  • Основной целью экспедиции был запуск спутников связи и научного аппарата Spartan для наблюдения кометы Галлея. Помимо этого экипаж должен был провести эксперименты на борту корабля. Экспедиция должна была продлиться шесть дней.

Запуск шаттла несколько раз переносился из-за плохих погодных условий и технических неполадках. Запуск утвердили  на 28 января 1986 года. В этот день температура воздуха была ниже нуля. Что в последствии скажется на причине катастрофы. Инженеры сообщили руководству НАСА о своём беспокойстве по поводу низкой температуры, так как раньше шаттл не испытывали при температуре ниже 12 градусов по Цельсию.

По их мнению, такая температура могла отрицательно сказаться на эластичности уплотнительных колец твёрдотопливных ускорителей. Инженеры настаивали на отмене пуска, но руководство больше не намеревалось откладывать запуск и закрыла глаза на вероятную неисправность. 

  • В 11:38 был произведён старт. На первый взгляд взлёт прошёл удачно. На 57-й секунде командир корабля связался с НАСА и сообщил, что двигатели работают нормально и все системы функционируют. Ничего не предвещало беды, но через 16 секунд связь с шаттлом прервалась. 

Так как полёт сопровождался прямой трансляцией на федеральных телеканалах, то катастрофу увидели миллионы людей в прямом эфире. В это время в НАСА на экране радиолокатора появились траектории падавших в море обломков. Всем стало ясно, что корабль взорвался.

На самом деле взрыва, как такового, не было. Корабль в прямом смысле слова разрушился на кусочки. 

Шаттл разрушился над атлантическим океаном, вблизи полуострова Флорида. Поисково-спасательная операция  началась через неделю после катастрофы и продолжалась с февраля по май 1986 года. Кабина с экипажем была обнаружена только 7 марта, на дне океана. Все тела членов экипажа были внутри.

После произведённого вскрытия точной причины смерти установить не удалось, так как долгое пребывание тел в морской воде негативно сказалось на исследовании. Однако, было установлено, что трое членов экипажа пережили взрыв, и пытались воспользоваться персональными приборами подачи воздуха. Однако, после столкновение шаттла об воду на скорости 333 километров в час, шансов выжить, совершенно не было.

В ходе катастрофы президентом США Рональдом Рейганом была назначена комиссия, которая расследовала катастрофу. В результате многомесячной проверки выяснилось, что причиной катастрофы космического шаттла «Челленджер» стало «разрушение уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя рядом с соединением с внешним топливным баком под воздействием горячих газов, которое было вызвано конструкторскими просчётами». Внешний топливный бак взорвался, это сказалось на аэродинамической нагрузке и «Челленджер» начал разрушаться.

Как оказалось, ещё на этапе проектирования в 1977 году стало известно о возможном отказе уплотнительных колец, из-за просчёта в конструировании ускорителей. Но никто из руководства НАСА не принял во внимания возможные последствия такого недочёта и решили продолжить программу, считая, что это допустимый риск, а после шестого удачного старта и вовсе решили, что никакой проблемы и нет.

К тому же перед стартом были проанализированное не все данные прошлого запуска Челленджера, что привело к появлению так называемых «тёмных данных», исключение которых привело к недооценке опасности и привело к катастрофе.

При анализе видеозаписей данных было установлено, что сразу после старта появилась струя серого дыма, исходящая из кормового стыка. 

Также комиссией была раскритикована и корпоративная этика НАСА, а также культура принятия решений. Главы корпорации руководствовались неполной, а иногда и вовсе недостоверной информацией, которая возникала в ходе конфликтов руководящего и инженерно-конструкторского состава компании. В такие моменты руководство принимало решения в пользу запуска и не учитывали риски, и пренебрегая безопасность экипажа.

Комиссия приостановила запуски программы Челленджер на полтора года и выдвинула НАСА требования, по устранению недостатков. НАСА устранила все недочёты и программа «Челленджер» вновь возобновилась, но в 2003 году, после катастрофы челнока «Колумбия» стало понятно, что НАСА так и не смогли извлечь уроков из катастрофы «Челленджер».

Катастрофа шаттла «Челленджер» поспособствовала пересмотру протоколов безопасности всех космических программ в мире. На первое место выносилась безопасность членов экипажа, и качественная диагностика корабля перед запуском. 

Комментарии

Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
» » Катастрофа челнока Челленджер